IPhO

Эта краткая история IPhO была написана Станиславом Мироновичем Козелом, профессором МФТИ, Патриархом физического олимпиадного движения, многие годы руководившим подготовкой сборной команды Российской Федерации к Международным физическим олимпиадам.

 

Как все начиналось...

Международные олимпиады по физике проводятся с 1967 г. Первая Международная олимпиада была организована по инициативе Польши. В ней приняли участие школьники пяти стран: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. Уже в следующем, 1968 г. к участникам олимпиады из этих стран присоединились команды ГДР, СССР и Югославии. С тех пор команда нашей страны участвует во всех олимпиадах. В 1970 и 1979 гг. Москва принимала у себя участников IV и XI Международных физических олимпиад. Число стран – участниц олимпиады непрерывно растет. В настоящее время в Международной физической олимпиаде принимают участие школьники более чем из б5 стран мира.

Главная цель проведения международных олимпиад – международное сотрудничество между странами в решении проблем, стоящих перед народным образованием. Встречи и дискуссии между руководителями команд помогают обмену опытом работы по совершенствованию физического образования и использованию этого опыта в своих странах. Международные олимпиады способствуют установлению дружеских связей между молодежью разных стран, упрочению взаимопонимания и сотрудничества между государствами.

В Международной физической олимпиаде участвует небольшое число школьников (5 учеников от каждой страны), но ей предшествуют разные этапы национальных олимпиад, в которых принимают участие сотни тысяч школьников и тысячи учителей. Перспектива участия в олимпиадах все более высокого уровня, включая уровень Международной физической олимпиады, является важным стимулом к систематическому изучению физики на повышенном уровне, способствует развитию творческих способностей школьников.

 

Регламент

Международная физическая олимпиада состоит из двух туров – теоретического, на котором участникам предлагаются три теоретические задачи, и экспериментального, на котором учащиеся должны выполнить одно или два экспериментальных задания. Оба тура проводятся в разные дни, на каждый из них выделяется по 5 часов.

Задачи для олимпиады готовятся представителями страны-организатора. По статусу олимпиады задачи составляются на основе специальной программы, которая в основном включает вопросы, изучаемые в средних школах всех стран-участниц. Но некоторый материал не входит в программу основного курса физики средней общеобразовательной школы нашей страны. Это приходится учитывать при подготовке участников Международной олимпиады по физике.

Страна – организатор олимпиады формирует специальное жюри, которое осуществляет проверку всех работ участников олимпиады на основании предварительно разработанной и утвержденной международной комиссией системы оценок за каждый этап решения задачи. Полное решение всех теоретических задач при этом оценивается 30 баллами, а экспериментальных – 20 баллами. Таким образом, каждый участник может набрать 50 баллов.

Несколько слов о характере теоретических и экспериментальных задании Международных олимпиад по физике. Теоретические задания Международных олимпиад, как правило, требуют серьезного математического исследования какого-либо физического явления,, Обычно это весьма трудоемкие задания, только формулировка которых занимает 6-8 страниц текста. В последние годы в обстановке жесточайшей конкуренции резко возрос уровень требований к выполнению теоретических заданий. С очень большим весом оценивается получение конечного результата (формулы, численного ответа). Для успешного выполнения таких заданий требуется специальная подготовка.

Экспериментальные задачи Международных олимпиад также резко отличаются (особенно в последние годы) от экспериментальных заданий Всероссийских олимпиад. Как уже отмечалось, это, как правило, обширные экспериментальные исследования, выполняемые на современном оборудовании с использованием современных экспериментальных методик. Многие из предлагавшихся на Международных олимпиадах экспериментальных задач вполне могли бы украсить физический практикум любого университета.

Именно по этой причине подготовку сборной команды России нужно проводить на базе хорошо оснащенной и специально оборудованной для этой цели физической лаборатории. Даже хорошо оснащенные лаборатории МФТИ, на базе которых в последние годы проводится подготовка сборной России, не вполне соответствуют необходимым требованиям.

Результаты проверки сообщаются научным руководителям команд, которые входят в состав Международной комиссии, и им предоставляется возможность посмотреть работы, обсудить правильность оценки с теми, кто проверял их, внести некоторые коррективы.

Начиная с 1997 г. работу школьников проверяют руководители команды совместно с наблюдателями от своих стран. Эти оценки затем согласовываются с оценками, выставленными членами жюри. После этого результаты проверки утверждаются, родной комиссией.

 

Подведение итогов

До XXXII олимпиады (Индонезия, 2002 г.) итоги подводились следующим образом. Первую премию и золотую медаль получали участники олимпиады, набравшие не менее 90% баллов от среднего балла, полученного наиболее успешно выступившими тремя участниками; вторую премию и серебряную медаль получали участники, набравшие от 78 до 90% от этого числа, третью премию и бронзовую медаль – набравшие от 65 до 78%. Участники, получившие от 50 до 65%, награждались грамотой, а школьники, которые набрали менее 50% баллов, получали удостоверение участника олимпиады.

Такой порядок оценки результатов и подведение итогов олимпиады был определен статусом МФО, утвержденным странами – участницами олимпиады.

На Международной олимпиаде 2002, распределение наград производилось по новой схеме. По итогам предварительной проверки (до апелляции) выделялась группа в 6% участников с наилучшими результатами, и нижняя граница баллов для получения золотой медали устанавливалась по ближайшему целому числу баллов. Аналогичным образом определялась нижняя граница баллов для получения серебряной медали –12% и для получения бронзовой медали – не менее 18%. По этой схеме не менее 24% участников должны награждаться похвальными грамотами.

Новая система распределения наград привела к значительному увеличению числа призеров олимпиады. На МФО-2002 наградами были отмечены 205 участников 296: 42 участника получили золотые медали, 37 – серебряные и 57 – бронзовые. Похвальными грамотами были награждены 69 участников.

 

Подготовка национальной сборной

Подготовка сборной команды России на Международную олимпиаду по физике – это сложный и длительный процесс. Отбор талантливых ребят для включения их в число кандидатов в сборную команду РФ проводится по результатам выступления на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, которая ежегодно проводится во второй половине апреля в различных городах Российской Федерации.

Но мало найти талантливых ребят, проявивших себя на наших внутренних олимпиадах. К участию в Международных олимпиадах эти ребята должны быть специально подготовлены. Уровень требований Международных олимпиад в настоящее время чрезвычайно высок. Программа Международных олимпиад по физике существенно выходит за рамки программы нашей средней школы. Она включает, например, такие вопросы, как динамика движения твердого тела, второе начало термодинамики и понятие энтропии, расчет электрических цепей переменного тока методами векторных диаграмм и комплексных амплитуд и т. д. Эти вопросы у нас изучаются на 1–2 курсах вузов.

Но, пожалуй, самое важное – это то, что участие в Международных олимпиадах требует хорошей экспериментальной подготовки. В экспериментальных заданиях Международных олимпиад участникам предлагают выполнить сложные физические эксперименты с использованием современной техники – двухлучевых осциллографов, самописцев, лазеров, фоторегистрирующёй техники, поляризационных устройств, оборудования для работы с. жидким азотом и т. д. Экспериментальная подготовка – это наиболее уязвимое место нашей школьной системы, хотя в целом ее уровень остается довольно высоким. Это проявилось еще в эпоху СССР, а сейчас резко обострилось в связи с фактической ликвидацией, самостоятельного эксперимента в школе из-за отсутствия финансирования. Именно поэтому подготовку нашей команды для участия в Международных олимпиадах по физике необходимо проводить на хорошей экспериментальной базе.

В последние годы подготовка команды России успешно проводится на базе Московского физико-технического института. В Физтехе ежегодно проводится три учебно-тренировочных и отборочных сбора с кандидатами в сборную команду. Сначала на двухнедельный летний сбор приглашаются победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады по десятому классу в количестве 14–16 человек. В этот период с ними проводятся занятия главным образом по эксперименту. По окончании этих сборов ребята получают серьезное домашнее задание, как по теории, так и по эксперименту. В следующий раз все ребята приглашаются на десятидневный зимний сбор, где наряду с занятиями по отдельным важным темам программы, предлагается им выполнить 2–3 теоретические и столько же экспериментальных заданий с рейтинговой оценкой. На период до середины апреля, когда они будут принимать участие в очередной Всероссийской олимпиаде уже как учащиеся 11-го класса, им снова дается серьезное домашнее задание. После этой олимпиады определяется 7–8 человек, которые приглашаются в Физтех на летний сбор продолжительностью в один месяц. На этом сборе с ребятами проводятся занятия по всем разделам теории и по эксперименту. Одновременно они выполняют несколько теоретических и экспериментальных заданий в условиях, приближенных к тем, которые бывают на Международных олимпиадах. Только после этого определяется состав сборной команды России в количестве 5 человек. В работе с кандидатами и членами сборной команды России принимает участие целый ряд профессоров и преподавателей Физтеха и других вузов, а также студенты Физтеха, принимавшие участие в Международных олимпиадах в предыдущие годы.

 

Проблемы

Уместно отметить один тревожный момент. Слишком многое в организации подготовки национальной сборной команды России на Международные олимпиады держится на энтузиазме. Кандидаты в сборную команду финансируются за счет регионов по очень скромной смете. Каждый год выезд нашей команды за рубеж висит на волоске, т.к. деньги на поездку выделяются из Федерального бюджета в последний момент. Вообще, следует признать, что официальные лица в нашей стране проявляет мало внимания нашим выдающимся ребятам, способным занимать первые места в мире в соревнованиях по точным наукам. Справедливости ради следует отметить, что в последние годы ситуация начала изменятся в лучшую сторону. Победителей Международных олимпиад приглашал Б.Н. Ельцин, 4 января 2001 г. они были приглашены на встречу с В.В. Путиным. Это весьма отрадные факты, но они не нашли пока отражения в финансовой поддержке олимпиадного движения и создании необходимых условий для подготовки национальных сборных команд, защищающих честь России на международных олимпиадах по различным предметам.

В целом ряде стран приняты государственные программы подготовки национальных сборных команд (США, Англия, Иран, Китай, Тайвань и др.) с большим финансированием. Кроме того, почти все команды имеют спонсорскую поддержку. В России пока не нашлось спонсоров, желающих оказать поддержку нашей команде. В ряде бывших союзных республик (Украина, Грузия, Белоруссия) национальные сборные команды получают значительную финансовую помощь из фонда Сороса. К сожалению, Руководство российского филиала этого фонда не считает возможным оказать поддержку сборной команде России.

Единственной программой поддержки победителей международных олимпиад является в настоящее время долгосрочная программа, объявленная в апреле 2001 г. Благотворительным фондом В. Потанина. По представлению Министерства образования РФ фонд 2-ой год назначает школьникам – победителям международных олимпиад стипендии, которые будут выплачиватся им до конца обучения сначала в среднем, а затем в высшем государственном учебном заведении.

 

С.М. Козел

 

Всероссийская олимпиада

 

Всероссийская олимпиада и олимпиада Максвелла по физикеВсероссийская олимпиада и олимпиада Максвелла по физике

 

 

 

 

 

  

 

 

Этапы Всероссийской олимпиады школьников по физике и олимпиады Максвелла

Естественнонаучная олимпиада

 

Юниорская естевеннонаучная олимпиадаЮниорская естевеннонаучная олимпиада

 

 

 

 

     

      

       

 Подготовка сборной юниоров к IJSO

Статистика и достижения

 

Результаты выступлений на IPhOРезультаты выступлений на IPhO

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты выступлений на IPhO и IJSO

 

Сайт создан для информационной поддержки подготовки национальной сборной школьников Российской Федерации по физике.

Авторы с благодарностью рассмотрят любые пожелания и предложения, направленные на улучшение работы сайта.

Советы и замечания можно оставлять в группе сайта Вконтакте https://vk.com/club94018667 или отправлять на электронную почту foipho@yandex.ru

МЮ

IPhO

  IPhO`2015  Мумбаи, Индия

  IPhO`2016  Цюрих, Швейцария

  IPhO`2017  Индонезия

  IPhO`2018  Португалия

IJSO

  IJSO`2014  Мендоза, Аргентина

  IJSO`2015  Тэгу, Южная Корея

  IJSO`2016  Индонезия

  IJSO`2017  Нидерланды